Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Московская биеннале: испытание современным искусством

Текст Ольга Королева

«Мы можем спорить о том, относится ли какой-либо атомарный факт к явлениям современного искусства или не относится, но четкое ощущение различия – вот это искусство, а это уже нет - есть у всех нас», - так утверждает в одном из недавних интервью Иосиф Бакштейн. Самый влиятельный человек в мире российского искусства. Человек, который по сути придумал и организовал Московскую биеннале современного искусства – самое беспрецедентное мероприятие в культурной жизни России за последние пять лет. Стартовавшая в 2004 году, Московская биеннале была призвана укрепить статус Москвы, как одной из культурных столиц мира. В конце сентября стартовала третья по счету и, безусловно, самая масштабная Биеннале в России.
Более 70 выставочных площадок, раскиданных по всей Москве и всего четыре дня, чтобы разобраться в мире современного искусства.



День первый: Гараж, Манеж
В первый день большинство основных выставочных пространств еще закрыто или работают не в полную силу – кураторы спешно вносят последние штрихи. Однако главная площадка Биеннале – центр современного искусства «Гараж» открыл двери для своих первых посетителей – журналистов. К слову, «Гараж» - это относительно молодая площадка, открывшаяся всего год назад, но при этом получившая звание одной из самых авторитетных, - здесь выставлялся Илья Кабаков, привозили лучшее из коллекции Пинно. «Гараж» открыла небезызвестная Дарья Жукова – модная галеристка из Лондона, по совместительству девушка Романа Абрамовича.



В рамках Биеннале в «Гараже» разместился ее основной проект «Против исключения» Жана-Юбера Мартена. Присутствие последнего на Биеннале – явление само по себе уникальное. Бывший директор Центра Помпиду и идеолог самых знаковых событий в мире искусства собрал в «Гараже» 80 художников из 25 стран мира, практически все работы – музейного уровня, практически все участники – звезды мирового искусства. Уместить в двух предложениях все впечатления от фотографий, инсталляций и видео-арта, представленных в «Гараже» - также сложно, как попытаться объяснить простому человеку уникальность «Черного квадрата» Малевича. Поэтому за осмыслением современного искусства необходимо отправляться в «Гараж» - экспозиция открыта до 25 октября.



В Московском доме фотографии (Манеж) выставлялись работы двух русских деятелей искусства – Владимира Тарасова с саунд-инсталляциями «Sound Games» и фотографии Бориса Михайлова. Работы того и другого очень ценятся в России, тем более учитывая тот факт, что Михайлов последние несколько лет живет в Берлине и на родине бывает крайне редко – хотя его ироничные фотографии про быт и повседневность советского народа уже много лет вызывают массу споров.



Основные посетители Манежа в тот день – первокурсники МГУ – внимательно слушали лекцию преподавателя и усердно пытались найти смысловой контекст в видео-инсталляциях Тарасова – где на фоне маковых полей просматриваются отрывки из концерта Хендрикса или Колтрейна.

День второй: Винзавод
Еще один центр современного искусства «Винзавод» давно стал любимым местом у московских знатоков искусства, а также у тех, кто ничего не понимает, но очень хочет казаться. По сути «Винзавод» - это огромное выставочное пространство, включающее в себя более десятка галерей, каждая из которых в рамках Биеннале презентует новую экспозицию. Самое ценное из имеющегося происходит на основных площадках «Винзавода» - в «Цехе белого» и «Красного». В первый привезли «Город рабов», во второй – «Cradle to cradle» - оба проекта ателье Ван Лисхаута. «Город рабов» представляет собой город будущего с тщательно спланированной инфраструктурой, модель города-утопии с женскими университетами, электростанциями и борделями. Идея превалирования экономических ценностей над этическими не нова в современном мире, однако мастерская Ван Лисхаута на этом не останавливается, продолжая тему антиутопий в «Cradle to cradle». Фигуры разлагающихся трупов людей, расставленных по всему выставочному пространству, - зрелище угнетающее, говорит нам, что человеческое тело – не более чем сырьевой ресурс, утилизирующийся без остатка.

День третий: Красный Октябрь, ЦДХ
Современное искусство в Москве уютно чувствует себя только в гигантских постройках советского типа. Наряду с «Гаражом» и «Винзаводом» здание бывшей фабрики «Красного Октября» стало самостоятельным арт-объектом с множеством галерей. Первое – фотографический проект «Ангелы и демоны» Марины Берулава – модного фотографа из Японии. Суть проекта – показать демоническую или ангельскую сущность того или иного человека. Тут вам адвокат дьявола в лице адвоката Александра Добровинского, и херувим в лице балерины Марии Александровой. Все фотографии – яркие, глянцевые, с фотошопом – больше отсылают к лучшим традициям рекламной коммерческой фотографии, нежели к современному искусству. Однако кураторы выставки сами открещиваются от Биеннале, возмущаясь, что их выставка в одном расписании с другими экспозициями.
В галерее Baibakov art projects, разместившейся на территории «Красного Октября», живопись знаменитого бельгийца Люка Тюйманса. Реформатор живописи Тюйманс показывает виртуальную реальность – кадры из риалити-шоу, прицел снайпера, автопортрет, снятый айфоном. На 20 полотен Тюйманса – как минимум 20 сердитых охранников – нечасто в Москву привозят работы художника такой величины.
В остальном на «Красном Октябре» - работы современных русских художников, самое ценное из которых «Русское бедное» - дешевое искусство из нехудожественных материалов.
«Арт-Москва», стартовавшая в Москве 25 сентября, не параллельная программа Московской биеннале, а параллельное событие в культурной жизни столицы. Ежегодная художественная ярмарка собирает в Центральном доме художника охотников до современного искусства и представляет из себя огромное пространство, разделенное на небольшие павильоны – сектора, в котором каждая галерея выставляет на продажу свои работы. Имена – те же, что и на Биеннале, только с ценниками и красно-зелеными точками. Красная – куплен, зеленая – забронирован. Состояние рынка на лицо.

День четвертый: ЦУМ, Музей современного искусства
ЦУМ – это своеобразная аллегория на тему «город рабов»: на первом этаже Mercury и Tiffany, на втором – Gucci и Versace для мужчин, на третьем – то же самое, только для женщин. А вот на четвертом и пятом в рамках Биеннале расположилась «Пространственная литургия» патриарха русского искусства Олега Кулика. По сути – двухэтажная трип-анталогия русского перфоманса второй половины 20 – начала 21 века – пугает, завораживает, восхищает.
В Музее современного искусства на первом этаже авангардист Гробман с недвусмысленными коллажами, на втором – русские нонкомформисты, на третьем – внушительный концепт под названием «Шведская семья» - рефлексия русских и шведских художников на тему семьи.

Просматривая фотографии с Биеннале, подруга замечает на фоне художественные ромбики. Интересно, какая эта работа какого современного художника? Это обычная стена в холле ЦДХ. Вот и разберись, где тут современное искусство…

Добавлено 19 октября 2009, 12:19

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь