Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Короткометражное кино

Мария Гречихина

Короткометражное кино занимает не последнее место в фильмографии многих режиссеров. Кто-то начинал с короткометражек свою режиссерскую карьеру, и тогда можно проследить зарождение авторского почерка. Кто-то перенес режиссерские установки «большого кино» на свой короткий метр. В любом случае это достаточно любопытное зрелище.


Короткометражные фильмы Йоса Стеллинга («Зал ожидания»/1996, «Бензоколонка»/2000)
Благодаря фильмам «Стрелочник», «Иллюзионист», «Летучий голландец» имя Йоса Стеллинга навсегда вошло в историю киноискусства. Этот голландец – бесспорная величина современного кинематографа, кинофестивальный режиссер. Он снимает кино не о политике, деньгах и т.п., а кино о Женщине и Мужчине и в то же время кино об одиночестве.
Название обоих фильмов определяет центральное место действия. Любитель «трех единств», абсолютный, в этом смысле, классицист, Стеллинг в «Зале ожидания» помещает все происходящее на экране практически в режим «реального времени». За 28 минут зритель становится очевидцем самой настоящей эротической истории. Помимо актеров в кадре играют и предметы, режиссер находит в них какие-то незаметные на первый взгляд детали, превращающие кофейный автомат в «Зале ожидания» и машину героя в «Бензоколонке» в предметы, играющие своей становящейся очевидной сексуальной сущностью.
Его короткометражки можно назвать фильмами-настроениями, фильмами-зарисовками, или, наконец, просто суперюмористичными эпизодами, которым присущ стеллинговский фирменный стиль: каждый кадр лаконичен и требует домысливания, свободного философствования, когда зритель, считывая личное, является со-творцом; отсутствие диалогов только обогащает фильм, их заменяет музыка, шум, тишина; отсюда повышенное внимание к невербалике – неосознанным движениям, жестам. Все это настраивает воспринимать увиденное не рационально, а эмоционально.


Короткометражные фильмы Питера Гринуэя («Интервалы», «Окна», «Дорогой телефон», «Реконструкция вертикальных предметов», «26 ванных комнат» и др.)
Режиссер, провозгласивший, что кино умерло. Режиссер, каждой своей работой раздвигающий рамки кинематографа. Интеллектуал-постмодернист современности, снимающий фильмы о сексе и смерти, ибо только эти вещи сильнее всего интересуют каждого из нас. Он снимает дома, телефонные будки, улицы, столбы, деревья, ванные, раковины, и одному ему известно, как из этого набора получаются шедевры! Почти во всех его работах прослеживается присущая ему мания классификации – утопленников, вертикалей, выпавших людей из окна за год, причем с присущим Гринуэю черным юмором сообщается статистический перечень смертельных случаев якобы по причине зависти людей к птицам и любви к опасности («Окна»); «26 ванных комнат» – по сути культурологическое исследование, в котором излагается как и почему люди используют эту часть жилища. «Дорогой телефон» – еще одна мистификация, выросшая из утверждения Гринуэя о том, что «кино - это всего лишь иллюстрированный текст». Если так, то почему бы не снять просто текст? Так появляется калейдоскоп исписанных листов, перемежающийся с изображением телефонных будок. Впрочем, Гринуэй и здесь играет: не всегда то, что читаешь, соответствует тому, что слышишь.

Добавлено 11 декабря 2009, 14:55

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь