Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

New culture festival: Москва интеллектуальная

Текст Ольга Королева



Russians like art! Пыталась объяснить переводчица своей спутнице-иностранке, удивленно взирающей на огромную очередь в кассу ЦДХ. В этот день, 23 января, в центральном доме художника имел место быть Фестиваль новой культуры.



New culture festival рекламировали активно – начиная от Первого канала и «Яндекса», заканчивая «Афишей» и «Русским репортером». Москва – это вам не провинциальный город, где из интересного происходит что-то крайне редко, это все-таки место концентрации всего самого вкусного. Организаторы не без основания бьются за аудиторию. Потому что аудитория в многомиллионном городе по сути одна и та же. Ее надо заинтересовать. Убедить, что надо быть здесь, а нигде иначе.



Сказать, что это модно, в конце концов. Организаторы New culture festival били по больному месту всех столичных интеллектуалов, заявив, что все происходящее на протяжении трех дней в ЦДХ – это «попытка зафиксировать процессы, под воздействием которых формируется современное культурное пространство, в первую очередь взаимодействие инновационных технологий и искусства». Одним словом, им пообещали нечто новое и актуальное. Сказали, что абсолютно все имеют равные возможности в новой децентрализованной культуре. Что же их ожидало в итоге? Три дня в режиме с полудня до шести утра. Стрит-арт, музыка, кино, дизайн, театр.



У меня было всего шесть часов, чтобы разобраться, насколько заявления в пресс-релизе соответствует реальности. Чтобы понять, какова же она, культура 21 века во взаимосвязи с новыми технологиями. В очередной раз полюбоваться на прославленную интеллектуальную московскую молодежь.



Первым делом, выстояв в минус двадцать внушительную очередь, я замечаю в холле ЦДХ девушку, которую встретила накануне на лекции в книжном магазине «До-до». Только на ней сегодня не бирюзовые колготки, а оранжевые. Чуть позже в кинозале наблюдаю экспрессивных подружек, которые запомнились еще с осенней «Арт-Москвы». Это к вопросу об аудитории – бывая в столице не так уж регулярно, я уже начинаю запоминать поклонников современного искусства.



Территориально ЦДХ разделили на три зоны – холл, подвал и антресоль. На первом этаже представлены блоки, которые можно было наблюдать на протяжении всех трех дней. Например, проект «Город глазами молодежи»: на стену проецируется реальная московская улица, по которой, управляя джостиком, каждый желающий мог «прогуляться». Только привычные дома центральных московских улиц в виртуальном пространстве преобразились граффити популярных стрит-арт-художников. Тем самым, кураторы проекта предложили зрителям по-новому взглянуть на привычное урбанистическое пространство.



Все бы ничего – но к середине второго дня фестиваля техника не справлялась с нагрузкой и «прогуляться» по Крымскому Валу удалось далеко не всем.
Или вот другой проект Light graffiti – новое слово в современной фотографии. Это техника фотографии, при которой на очень длинной выдержке перед объективом «рисуют» лучами света. На фестивале были представлены работы светографитчиков из Франции, Голландии и Канады. А самый известный русский художник Михаил Чуркин три дня подряд устраивал для всех заинтересованных бесплатную фотосессию.



Выглядит это приблизительно следующим образом: фотографирующаяся молодая пара томно смотрит друг на друга в течение минуты, Чуркин ставит камеру на выдержку, а сам шаманскими движениями что-то рисует светом вокруг пары – в итоге последние получают свое фото со световой надписью «love». Очень мило.



На втором этаже (антресоль) из регулярных проектов запомнился «Digital Супрематизм». На стене пять экранов с технологией «тач скрин». На каждом экране – картина известного художника и панель с разными цветами. Немного воображения и «Красный конь» Кандинского становится ядовито зеленым, а «Черный квадрат» Малевича гламурно розовым. Безумно завораживающее зрелище – можно до бесконечности тыкать в экран, меняя цветовую палитру разных элементов картины.
Книги организаторы New culture festival тоже не обошли стороной, установив при содействии книжного магазина «Фаланстер» Print on Demand. На деле это небольшая печатная машинка, которая в режиме реального времени за определенную сумму может выдать готовый экземпляр книги. Например, такую, которую проблематично достать в магазинах. Специально для фестиваля подготовили подборку исчезнувших из продажи книг – Фуко, Делеаза и Бодрийяра. На худой конец самые талантливые могли распечатать свое собственное творение и унести домой. По соседству с Print on Demand расположилась ассоциация электронных издателей «Книгобайт». На мониторах все с той же технологией «тач скрин» можно выбрать любую книжную новинку, полистать страницы и собственно почитать. По сути это домашний вариант обычной электронной книги, которой обладает добрая треть пользователей московского метрополитена, только более продвинутая и громоздкая. Любую книгу из электронного каталога «Книгобайт», как вы уже догадались, можно было, не отходя от кассы, распечатать на Print on Demand.
Одно из главных мест на фестивале было отведено лекциям, мастер-классам и перфомансам, которые проходили в кино-концертном зале. Сперва я послушала британского журналиста Брэдли Куинна, приехавшего в Москву с лекцией «Хуссейн Чалаян – архитектор моды». Вообще моде на фестивале было посвящено приличное количество времени – каждый день по лекции о современных технологиях в фешн-индустрии. Но вернемся к Куинну и его лекции. Сперва зрителям показали видеопоказ коллекций Чалаяна, где чехлы от стульев модели превращают в платья, столы – в юбки, а мальчик с помощью пульта дистанционного управления «раздевает» манекенщиц. Несложно понять, что Чалаяна назвать дизайнером в привычном понимании нельзя, скорее это очередной чудак из мира современного искусства, привыкший делать шоу из своих показов. Куинн на протяжении часа пытался донести революционность идей Чалаяна до аудитории, аудитория, впрочем, не сопротивлялась. Хотя по мне трикотаж куда приятнее, чем вечерние платья из пластика и резины.
Мастер-класс «Как делать вербатим» от авторов «Театр.doc». Вербатим – это такой вид театрального перфоманса, состоящий из диалогов обычных людей, произносимых на сцене, по сути как человеческую речь можно превратить в театр. Главное в вербатиме – это обстоятельства места и времени, при которых происходит ситуация. От этого, подчеркивают драматурги, полностью зависит ход беседы. В качестве подтверждения актеры со словами «берем нескладную, нелогичную человеческую жизнь» трижды разыгрывают сцену, начинающуюся со слов «Что ты думаешь о ЦДХ?». А дальше – в зависимости от заданных обстоятельств разворачивается диалог. В целом, отдаленно смахивает на современный вариант театра абсурда и это, пожалуй, самое ценное, что удалось увидеть в тот день в рамках фестиваля.
Специально для New culture festival подвал ЦДХ переоборудовали и отдали музыкальной части программы. Из музыкальной программы предсказуемо электроника, правда, электроника «умная», как охарактеризовали ее сами организаторы – немцы и японцы за пультом, впрочем, это все слишком далеко от меня. Однако дискотека три дня подряд длилась до шести утра, радуя народ и раздражая гардеробщиц, которых явно не прельщала идея работать в таком режиме.

Трехдневная программа фестиваля, безусловно, была обширной. Безусловно, местами интересной. Но в целом, оставила ощущение какой-то неудовлетворенности. То ли из-за накладок в расписании, то ли из-за отсутствия как таковой логики между блоками. Ну и еще пресловутая московская публика, которой в массе своей на искусство-то все равно, а вот потусоваться – это да. Хотя New culture festival так или иначе со своей задачей справился – показал новые возможности демонстрации как современного искусства, так и искусства прошлых столетий. Если музей - то интерактивный, если книга - то виртуальная, если музыка - то синтезированная.

Добавлено 21 апреля 2010, 14:36

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь