Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

О книгах

Текст Олег Баранов

Сергей Самсонов «Кислородный предел»
Эксмо, 2009




После «Аномалии Камлаева» Самсонов мог залечь на дно, как Сэлинджер, прикинуться сумасшедшим, как Хармс, или, не дай бог, застрелиться, как Хемингуэй – он уже заслужил признание последующих поколений. Но он все же решил продолжить и планки, надо сказать, не снизил. «Кислородный предел» - это уже не столько антиутопические разглагольствования, сколько коллекция метафор и хитрых подмигиваний классической литературе. Здесь много шероховатостей, угловатостей и странностей, которые, впрочем, воспринимаются как необходимые издержки «новой» искренности, которая не приемлет шлифовки и точечных воздействий. Самсонов, с одной стороны, противоречит ровной и формализованной «Аномалии», с другой – идет дальше в творческом плане, скрещивая в одной книге не абстрактных черта и дьявола даже, а вполне конкретных писателей вроде Шекспира и Соколова. Получается полубезумная ритмическая проза, рвущаяся во все поджанры сразу, но, благодаря своей спонтанной природе, нигде надолго не задерживающаяся. Что касается предмета речи, то в центре внимания снова харизматичный мужчина, на лбу которого, скорее всего, невидимыми чернилами написано «Если понадобится, я смогу». События вертятся вокруг теракта в гостинице и пропавшей при нем девушки, о которой все только и переживают, молясь, чтобы ей хватило кислорода. Девушку, кстати, зовут Жизнь (точнее, в переводе с русского на греческий, Зоя), и это совсем уж отрывает роман от сухого портретирования реальности. Самсонов не скрывает невысокой значимости собственно сюжета, поэтому то, что вышло, вряд ли удержит всех читателей до последней страницы, но с уверенностью можно сказать, что опыт прочтения хотя бы половины «Предела» необходим каждому в этой стране.

Ник Хорнби «Голая Джульетта»
Амфора, 2010




В России, слава богу, проходит увлечение книжной «альтернативой» (и серией и вообще), что позволяет наконец забыть о богомерзком выражении «контркультурная проза», которым здесь характеризовали в том числе и Хорнби. На деле же он – уникальный автор, как никто другой способный писать о выросшей молодежи со всеми ее проблемами и радостями, у которой в душе еще играет рок-н-ролл, но в паспорте стоят штампы и никуда вроде бы уже не деться.
«Голая Джульетта» - о семейной паре, в который муж – ярый фанат музыканта-затворника Такера Кроу, решивший вдруг к сорока годам отправиться в путешествие по его следам, а жена – такая по всем показателям жена, которая, впрочем, не против интересов мужа. Интрига закручивается тогда, когда семья неожиданно получает электронное письмо от этого самого Такера Кроу. Сюжет достоин, казалось бы, от силы Парсонса, но Хорнби в свойственной себе манере наполняет его таким количеством абсурдных, но правдоподобных ситуаций, показательных примеров чего угодно и неглупых рассуждений о том, что творится в головах сорокалетних. Благодаря этому, вся нелепость истории становится даже не милым недостатком, а важным звеном всей цепи хорнбиевского жизнеописания, без которого роман превратился бы в скучный сериал про мужчину и женщину. На деле же получается невероятно точная трагикомедия про всех, кто уже пожил, но еще не наигрался.

Добавлено 21 апреля 2010, 14:41

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь