Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Правила лучшей жизни



По официальным данным, примерно 50% россиян не читают книг (совсем никаких). Это, конечно же, ни в какое сравнение не идет с важнейшими проблемами вроде глобального потепления и неправильной ширины пожарных выходов, какие могут быть сомнения. Вопрос лишь в том, какая из глобальных проблем загонит нас в могилу быстрее.
Разумеется, низкий культурный уровень страны – это проблема только для тех, кто сам склонен считать это проблемой. В конце концов, книгу не съешь, театром ночью не укроешься, а билетом в кино – ну разве что подтереться. Но при этом страшно представить страну, где культура, главный спутник абстрактного понятия «свобода», вдруг перестает быть кому-то интересна. Если дело пойдет так, как оно идет сейчас, то чтобы оболванить народ правительству будущего даже книги жечь не придется. Каждый рационально мыслящий человек и так поймет, что ими можно неплохо разжигать костры.
В данной ситуации очень показательно отличие России от Европы и Америки. Мы отстаем абсолютно по всем статьям – и по производству (качество) и по законному потреблению (количество) музыки, литературы, кино. Если что хорошее и рождается, то никогда не выходит за пределы страны, а то и вовсе какого-то узкого круга людей. Есть, правда, Гай-Германика (которая очень спорная героиня), есть Сокуров (который тоже не безоговорочен, да и снимает уже давно) и Звягинцев (с ним пока не понятно). Итого три режиссера, которых знают. Писателей нет. Музыкантов (кроме классических) нет. Независимое искусство на Западе тщательно пестуется и всячески поощряется. Поэтому оно на виду. В России оно, конечно, напрямую не истребляется, но когда по телевизору до сих пор стесняются показать что-то кроме смешно подстриженного Киркорова – это говорит о многом (на «Грэмми», напомним, выступают Radiohead и никто не удивлен). В любом разговоре о телевизоре сейчас упоминается все та же Гай-Германика. «Школа» - это, конечно, не ужасный сериал, но то, что многие его воспринимают как спасительный глоток воздуха на нашем телевидении – это дико. Давно ли телевизионный сериал должен обязательно показывать, какой мрак в головах у детей и молодых режиссеров? Телевидение из источника информации о бедах и несчастьях (за этим мы все равно ходим в интернет) давно должно было стать идеальным развлечением. Юмор – хорошо, вроде проклевывается. Но на этом – все. В России полностью умерло жанровое кино (зимний блокбастер «Черная Молния» против, допустим, комедийного боевика «Шерлок Холмс» - просто анекдот какой-то, любой российский сериал против любого английского или американского – детский лепет). Умерла эстрадная песня (певица Леди Гага против певицы Ани Лорак, прекрасно). Вот и получается, что успешный телеканал – это юмор по вечерам и чернуха во все остальное время. Какое уж тут независимое искусство в массы.
Возвращаясь к литературе, которую в кино или по ТВ не покажешь (привет, «Сумерки»!), то с ней чуть другая история. Появляются писатели, которые, живи мы в чуть более честном мире, запросто могли бы стать национальным достоянием. Но пробиться наверх им не дает огромный пласт из всевозможной офисной литературы и серий класса «книга в дорогу». Большими тиражами издается то, что может принести деньги сразу же. До воспитания публики, что логично, никому дела нет. Как ни странно, это должно быть задачей государства. Не так давно литературный обозреватель «Афиши» Лев Данилкин опубликовал у себя в блоге подробный план работ для того, чтобы все вдруг зачитали хорошие книги вместо плохих, довольно убедительный. Но главная его условность, как и любых размышлений о поднятии культуры населения, в том, что государство должно быть в этом поднятии заинтересовано. Если же этого нет – то тут хоть об стенку разбейся, побеждать будут высокие бюджеты и мгновенная прибыль.
Разумеется, на это можно ответить волшебным словом «Интернет», но не стоит забывать о том, что не так уж много людей, которым достаточно простого внимания и нескольких показов/концертов/выставок. Необходимо (опять же, в более приближенном к идеалу мире, чем наш) стимулировать творческих людей не тем, что от них зависит судьба тысячелетия, а тем, что они имеют шансы на нечто более материальное, чем 80 тысяч просмотров и 518 комментариев.

Текст Олег Баранов

Добавлено 08 апреля 2010, 13:10

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь