Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Трудности перевода



Международный музыкальный канал MTV, светоч 90-х и infant terrible 80-х, официально перестал быть музыкальным каналом. Для многих детей прошлой десятилетки MTV был не иконой, но своего рода форточкой в мир правильной, неглупой поп-музыки, хорошей рок-музыки и вообще всей поп-культуры, от которой еще не было тошно и герои которой вполне годились в герои без всяких кавычек. Теперь там прокачивают тачки, выбирают мужа по чистым простыням и подборке порножурналов под кроватью, купаются в грязи и выпиливают лобзиком – все что угодно, но не составляют музыкальный портрет времени.
Как быть и где искать его – тот самый портрет поколения? Хотя бы и музыкальный. Блоггеры, журналы, критики справедливо ворчат на «длинный хвост», на разношерстность публики и гибель массовой поп-кульутры. Теперь, говорят, культур очень много, и все как одна ни на суб- ни на поп- культуры похожей быть не хочет. К их чести все эти культуры и на истинность свою в последней инстанции не претендуют – скорее предлагают приятные варианты жизни – каждому по потребностям. Если подходящей нет – DIY (Do It Yourself. – Прим.авт). Все как-то очень просто и легко.
Вспомним молодость/детство – по многочисленным опытам у всех детей 90-х оно примерно одинаково – уж в музыкально-увеселительных моментах точно. Все сталкивались с Натальей Ветлицкой, песней «Влюбленный самолет», «Маски Шоу», противостоянием рэперов и металлистов, наивными попытками придумать себе гетто под Scooter, Prodigy и, в продвинутом случае, хип-хопом. 90-е переехали нас как колеса любви – безжалостно, ярко и, как теперь кажется, очень быстро.
Как связано наше детство с кончиной MTV? Наш выдуманный мир был общий – Америка, Великобритания – не столь различны меж собой. У них одни достоинства – свобода, достаток, дешевые автомобили и хорошая музыка – у них, казалось, нет недостатков. И вслед за андеграундом 80-х, но гораздо кондовее наши поп-деятели начали перекраивать и примеривать их шаблоны на наши широты. Что получалось - все помнят. Садо-мазо-гомо темы в клипах Ирины Салтыковой как под копирку взятые у Лашапеля – вся эта победившая бутафория и китч. Таня Буланова в черной помаде сердито «бум-пам-пам-пурум-парам» в камеру, а на фоне кружатся косплейеры образца 97-го года – потом и сама Татьяна надевает огромный треугольный бант - совсем некавайно, но очень смешно. Что сейчас происходит на музыкальных каналах описывается емким интернет-термином – ё-стыд. Ни ума, как говорили в том же самом детстве, ни фантазии. Ни юмора, что самое страшное.
Ностальгировать, впрочем, неуместно – мы со всеми своими жжешечками, ластфмами и прочими чудесами техники и монстрами Интернета, въезжаем уже во второе десятилетие двадцать первого века и в нем, согласно последнему фильму Терри Гиллиама, нет места чудесатостям.
Почему я так настойчиво замешиваю детские мифологемы с взрослым умением осознанно (подчеркнуть дважды) творить? Потому что все великое в искусстве сделано благодаря или вопреки детским воспоминаниям. Феллини, разработав свою память как шахту в поиске детских впечатлений, сказал, что они у него истощились. «Но ничего – я придумаю новые». Его карнавал, сладкая жизнь очень пришлись ко двору у нас – дольче виты тогда не знавших.
Вообще все визуальные коды для детей 90-х так или иначе общие. Это одно телевидение, один звук вокруг, одна литература и одни и те же кухонные разговоры. Оглядываясь назад, понимаешь – да, они были общие, но были поддельные, вторсырье. Смотреть надо на Запад, на оригиналы и настоящую массовую культуру. Понимать цитаты из «Звездных Войн», «Стар Трека», Beatles и «Твин Пикса». Потому что без них все мультфильмы типа «Шрека» и «Ледникового периода» – разной степени банальности сказочки, а с ними – путевка в челюстно-лицевую с намертво перекошенным от смеха лицом.
Молодые интеллектуалы это, к счастью, понимают и жуют что ни попадя, ничего до конца не разжевывая. Снова отрицают свое окружение и придумывают себе единую моду (спасибо Интернету), единое «другое кино» (спасибо Интернету), единую фотографию, которая не о людях, а о их фантазиях, проще говоря – солнце всем светит одинаково и если фотографировать, снимать, одеваться на фоне белой стены в белые майки и снимать друг друга на «хольгу» – можно придумать общее детство и молодость – как у «них». Без продолжений и оговорок – это стремление, в конце концов, и заканчивается сотрудничеством Тимати и Снупи – то есть ничем, коллапсом.
Портрет поколения, о котором мы говорили в начале, - что визуальный, что музыкальный - совершенно универсальный, общепонятный, то есть никакой – зато, одинаковый, что, конечно, нашу душу греет. В экспорт между тем идет все тоже универсальное, но с известной, необходимой провинциальностью – русский интересен на Западе только русским. Пусть и говорящем на понятном языке «новой фотографии» или современного киноязыка.
Где же выход? Выход, как показывает практика, в детстве. В седьмом году один немец поехал в Крым, в детский лагерь только потому, что когда-то давно, его как одного из лучших немецких пионеров отправили в советскую здравницу. Впечатления, привезенные оттуда, погнали его обратно и вернули с готовым проектом – взрослым, лиричным - понятным всем и каждому. Вот бы все так – вернулись в детство и талантливо закрыли какую-то его часть для себя и еще тысяч людей. Потому что у нас-то оно – общее.

Добавлено 08 апреля 2010, 14:37

Комментарии

1
  • Avatara_mini
    С К

    07 мая 2010, 10:35

    "Садо-мазо-гомо темы в клипах Ирины Салтыковой как под копирку взятые у Лашапеля – вся эта победившая бутафория и китч."

    Как-то сразу вспомнилась одна песенка Наташи Королевой.

Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь