Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

34 миллиона плакатов!

В краеведческом музее вчера была открыта выставка плакатов военного времени. Интересно, что всего за 4 года войны лучшие художники, графики СССР придумали более 800 эскизов агиток. А их общий тираж составил 34 000 000 экземпляров.

Самый первый и всемирно известный сегодня плакат появился на стенах домов уже 23 июня. Мало кто знает, что создателем этого агитационного шедевра – «Родина-мать зовет!» был грузин Ираклий Тоидзе. Впоследствии ему за эту работу была присуждена Сталинская премия. Жаль, что об этом забыли сегодня наши грузинские «друзья»…

И уже в первые недели войны были нарисованы и выпущены массовым тиражом еще 50 плакатов! Причем, для агиток этого, самого первого периода войны, характерно пока еще шапкозакидательское настроение – глупых и кровожадных гадин, которые по своей дури полезли на нашу землю, быстро победим, всерьез принимать их не нужно, как не нужно и бояться.

С первых же дней войны стали выходить и «Окна ТАСС» - карикатурные плакаты, которые делались каждый день вручную (!), причем размером они были примерно три на два метра. Но так как они были доступны лишь москвичам, то уже скоро «Окна ТАСС» стали массово тиражироваться в виде небольших листовок и плакатов. В Ленинграде также выходили аналоги столичных «Окон» под названием «Боевой карандаш».

Продолжая тему Ленинграда… Трудно поверить, но в блокадном городе регулярно выходили плакаты и листовки. Они по стилистике и художественным решениям сильно отличались от московской продукции – большей сдержанностью, академичностью, цветовым решением.

…А война все не кончалась. Стилистика и тематика плакатов поменялась. Вместе чисто карикатурных решений возникает тема историко-патриотическая. На плакатах 1943 года появляются образы великих полководцев прошлого – Суворова, Кутузова, Ушакова. Окончательно оформляется и образ советского бойца – обычного парня с обычным русским лицом, твердо знающего, что Победа будет за ним, защитника своей страны, женщин, детей.

Все это – плакаты для фронта. А были еще и чисто тыловые плакаты, украшавшие дома, учреждения, школы, больницы. Призывали они сдавать валенки, шерсть, овощи, ткани для фронта. Заниматься спортом и готовиться к борьбе с врагом, не болтать попусту – враг везде, он не дремлет. Распространенными образами здесь были патриархального вида дедки, рвущиеся в бой, почтенные матери семейства, правильные девушки, с утра до ночи трудящиеся в поле или у станка. Как ни странно, но плакатов с изображением Сталина практически не было, большая редкость.

Интересная экспозиция плакатов удачно дополнена на выставке живописью, графикой – причем, как военных лет, так и 70-80-х годов прошлого века. Вот небольшие листочки из блокнота – ивановский художник в окопах рисовал своих однополчан, обычных русских солдат. А вот зарисовка военных лет – на площади Пушкина две женщины сажают на клумбах… картошку. А вот портрет – испуганный 18-летний лопоухий паренек в лихо заломленной на обритый затылок пилотке. И пронзительная надпись - «Ушел на фронт в ноябре 1943 года. Погиб в декабре 1943 года».

Органично вплетается в ткань выставки и небольшая подборка фарфоровых фигурок из коллекции Марушкина. Правда, среди них нет ни одной выпуска военных лет. Это скорее последующее осмысление темы войны.

И еще одна интересная музейная находка. При входе в зал разложены специальные листочки. Каждый посетитель сможет написать на них имя своего близкого и родного человека, погибшего и пропавшего без вести в страшные годы войны, сложить из этого листочка «журавлик» и прикрепить на специальный стенд.
30 апреля 2010, 10:16
Источник: ИвГород.ру

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь


Ресторанный критик