Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Городские легенды: масонская коллекция Бурылина

Начало всепоглощающей страсти Бурылина к коллекционированию положил его дед, Диодор. Уже в 14 лет маленький Дима Бурылин начал собирать редкие монеты, книги, оружие. На протяжении всей своей жизни он коллекционировал любые предметы, имеющее хоть какую-то ценность. Его любовь к истории была неутолима. Еще при жизни, его грандиозная коллекция определила культурную значимость Иванова-Вознесенска. Позже, собрания предметов, хранящиеся здесь, были признаны самыми богатыми в России и послужили стимулом для открытия множества музейных экспозиций.

Собирательство редких предметов занимало большую часть времени Бурылина. В погоне за уникальными вещами он объездил Англию, Австрию, Германию, Грецию, Египет, Италию, Польшу, Турцию, Францию, Финляндию, Бельгию, Швейцарию и большинство городов России. На это занятие Дмитрий Геннадьевич тратил огромные средства и часто вызывал этим недовольство членов семьи.

Плоды его трудов были грандиозными. В 1885 году в одной только нумизматической коллекции хранилось 100 тысяч монет, орденов и медалей периода 16-19 веков из 236 государств мира.

За культурный вклад в жизнь России Бурылин был принят в Московское нумизматическое общество и географическое отделение императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, даже не имея светского образования.

Масонская коллекция признавалась современниками Дмитрия Геннадьевича лучшей в России. Она объединила более 1100 культовых предметов, связанных с масонством: мастерки, ковры с закодированными девизами, грамоты, уникальные масонские знаки разных стран, всех известных масонских лож, символические одежды, рукописи и книги, оружие, ключи, предметы для посвящения в рыцари.

Богатство масонской коллекции навело историков на мысль о причастности Бурылина к масонским ложам, активно действующим тогда в Москве и Санкт-Петербурге. Надо сказать, что в России 18-19 в.в. масонские ложи еще не были тем, чем они являлись в Европе — тайными оккультными обществами, влияющими на все сферы жизни государства. Они образовывались как некое подобие кружков с мистическим уклоном, куда входили писатели, поэты, ученые, общественные деятели. Спиритические сеансы и оккультизм были очень модным развлечением у просвещенной части общества.

После смерти Дмитрия Геннадьевича часть предметов была утрачена, часть передана в Эрмитаж и другие музеи, а часть продана состоятельным коллекционерам. Ходили слухи, что коллекционеры эти были большей частью из Америки и что самые ценные предметы были вывезены ими и никогда больше не возвращались в Россию. В свое время американцы предлагали Бурылину 2 млн.рублей, но он отказался продавать коллекцию, заявив: «Я собирал ее для России и русских». В тяжелые для культурного наследия России 30-е годы были переплавлены многие ордена, повреждены фотографии и книги.

Описание масонской коллекции Бурылина вошло в двухтомное издание «Масонство в его прошлом и настоящем» Мельгунова. В книге подробно рассказывается о символах, взятых, в том числе, из рукописей Д.Г. Бурылина.

Один из них - взаимопересечение равных треугольников в круге. Равные прямой и перевернутый треугольники символизируют Бога и его антипод — Дьявола, взаимопересечением графически изображена их «борьба», а ее извечность - кругом. Описанный символ является разновидностью гексаграммы и считается большой государственной печатью всемирного масонства. Другое его название - Соломонова печать.

Другой символ, присутствующий на многих предметах бурылинской коллекции, содержит в центре надпись - Бог (см.фото). Надпись заключена в треугольник, что согласно каббале означает подчинение символа в фигуре символу его охватывающему. На символе сделана надпись на латинском: «не было, нет и не будет» и относится, судя по всему, к слову Бог.

В подземном переходе, соединяющем краеведческий музей с Музеем ситца, тоже присутствуют масонские знаки. Среди них - роза.

Роза -это символ вечности, сердце мира, модель мироздания. В алхимии этот символ трактовался как трансмутация материи в дух. В каббале роза-мистический центр, сердце творения (концепция «Розы мира» Д.Андреева). У розенкрейцеров роза означает вечность. Роза вообще - знак многих тайных обществ, поэтому она считается символом тайны. Так, если изображение розы вешали над столом - застольная беседа не подлежала разглашению. Красная роза – эмблема английской королевской династии Ланкастеров. В настоящее время роза с красными лепестками и белыми тычинками – полуофициальная эмблема Англии... В христианстве красная роза означает духовное развитие и кровь Христа и символизирует сердце — его добродетели. В греческих "Метаморфозах, или Золотом Осле" Апулей, возвращает себе форму человека, съев священную розу, полученную от египетских жрецов.

Масонская символика и предметы, собранные ивановским меценатом по всему миру, были использованы также в издании книги «Большая энциклопедия. Масоны».

С некоторыми экземплярами из уникальной коллекции мецената можно познакомиться на сайте проекта «Я думаю, что это пригодится…», который реализуется при поддержке Благотворительного фонда В.Потанина и Ассоциации менеджеров культуры в Ивановском Государственном историко-краеведческом музее имени Д.Г. Бурылина. Целью проекта является объединение всех бурылинских коллекций, российских и зарубежных, на виртуальной площадке.
Посетить интернет-экспозицию масонской коллекции можно здесь http://museum.chintz.ru/.
21 октября 2011, 09:43
Источник: ivgorod.ru

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь


Ресторанный критик