Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Городские легенды: "Тройка, семерка, туз"

В ивановском областном художественном музее хранится редкая коллекция — собрание игральных карт XVII - XX веков. В нее входит 180 колод игральных, гадальных, пасьянсных, детских, учебных карт, собранных в России, Америке, странах Европы и Востока.

Большинство уникальных карт появились в музее благодаря страсти ивановского мецената Бурылина к коллекционированию предметов старины.

В год появления коллекции карты еще не были сгруппированы и разобраны по колодам. Они представляли собой хаотичное попурри без указания даты и региона. Дело в том, что к азартным играм в Советской России отношение было строго отрицательное, поэтому значимость коллекции старинных карт недооценивалась. Прошло более 30 лет, прежде чем работники музея обратили на нее пристальное внимание, как на своеобразное свидетельство бытовой и досуговой культуры России и других стран.



Появившись в России, карты сразу стали осью особенного мира, включающего в себя игральные принадлежности, художественное стекло, мебель и фарфор. Этот мир увлекал многих людей прошлого, что наглядно демонстрируют произведения живописи, литературы и музыки. Кроме того, сегодня карты позволяют судить о развитии типографского искусства и стилистических приемах разных стран и не могут рассматриваться вне мирового культурного процесса.

Изобретение карт, по одной из версий, принадлежит Китаю, а появление их в Европе связывают то с походами сарацинов, то с крестовыми походами. Некоторые историки настаивают на изобретении карт неким неизвестным художником для успокоения своего сумасшедшего господина - короля Франции Карла 6.

Первые карты рисовались художниками и потому имели высокую ценность. Изобретение резцовой гравюры и ксилографии поставило изготовление карт на широкий поток, и рисунок чаще стал наноситься по трафарету. В 19 веке карты начинают печатать способом литографии.

В Россию карты приехали в 16-17 веках и сразу же подверглись преследованиям законников. В 18 веке вышел интересный указ, которым карточные игры разделялись на азартные и коммерческие. Причем, первые были запрещены, а вот вторые, напротив, разрешались и даже признавались своего рода искусством.
Тогда же, в конце 18 века, начинается печать русских карт. Первые образцы хранятся в собрании Ивановского художественного музея и изображают фигуры в полный рост. Привычные нам «половинчатые» фигуры появятся позже, в конце 19 века.
В начале 19 века в России открывается первая карточная фабрика. Интересным было фабричное клеймо. Пеликан, кормящий птенцов своим сердцем, и надпись «себя не жалея, питает птенцов», аллегорически указывали на благотворительные цели мануфактуры.



Огромную популярность в России 19 века, склонной к масонскому мистицизму, приобрели карты Таро. В ряду экспонатов ивановской коллекции есть колоды с разнообразными сюжетами для игры на основе Таро, - тарока и несколько колод русских и итальянских Таро.
Кроме этого, в собрание музея входят 15 колод удивительных карт-малюток, одна из которых настолько мала, что составляет всего 1 сантиметр.

Отдельного внимания заслуживают карты для гадания ведущих типографий Москвы, Петербурга, Киева, такие как «Гадальные карты знаменитого профессора Сведенборга», детский пасьянс с пословицами и поговорками.

Среди обучающих карт музейной коллекции наиболее интересны искусно выполненные «Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением верст от двух столиц для пользования юношества, сочиненные Константином Грибановым»; французские и немецкие карты с аллегориями, сведениями по истории, ботанике, музыке, астрономии, греческой мифологии.
Особый характер русского дореволюционного быта отражает детская азбука «Крики Петербурга», изданная в 1850-е годы. Оригинален подход автора азбуки к изучению детьми алфавита — на плотных карточках изображены разносчики, подобные тем, которых дети ежедневно видели на улицах, и их «крики», соответствующие определенной букве.

Многие рисунки на картах ивановского музея являются видоизмененными копиями с немецких и французских. Однако, к началу 20 столетия карточное искусство в России превращается в самобытное художественное направление и при мастерских появляются оригинальные клише и контуры для рисунков.
Ивановская коллекция может похвастаться несколькими образцами знаменитых немецких, французских, английских, итальянских, голландских, чешских и австрийских фабрик, наиболее редкими из которых являются карты с изображением Жанны д Арк, полководцев Крымской войны, государей стран «Священного союза».
Восточная часть коллекции представлена игральными колодами из Китая и Японии. Изящно и красочно оформленные, они имеют непривычную, по-сравнению с европейскими, форму и размер и предполагают особые правила игры.

Редкие экземпляры из уникальной коллекции не раз выставлялись в музеях страны, а вот ивановцы с ними почти не знакомы.
Работники музея продолжают комплектацию коллекции и поиск документов и материалов по собирательской деятельности Дмитрия Геннадьевича Бурылина.
28 октября 2011, 10:25
Источник: ivgorod.ru

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь