Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Городские легенды: опальный журнал "Пустослов"

Рукописный юмористически-сатирический журнал «Пустослов», выпускаемый в 1920 годы на правах самиздата журналистами «Рабочего края», имеет легендарную судьбу.

Всего было выпущено три номера «Пустослова». Первый - в 1921 году. Второй, предположительно, - в 1925. Третий - в 1926-1927 годах. В середине 30-х годов, в разгар репрессий, о «Пустослове» пришлось забыть.
Почему же так получилось? Скорее всего, вольный дух журнала, напористость и рискованность журналистов-литераторов «Рабочего края», поощряемая А.К.Воронским и следующими за ним редакторами, сделали «Пустослов» опальным. «Впрочем, одно упоминание имени «троцкиста» Воронского на страницах журнала уже само по себе было криминалом» - утверждает в своей книге «Ивановский миф и литература» известный ивановский краевед Л.Н. Таганов.

Показательно и то, что предисловие к первому номеру «Пустослова», написанное в то время, когда происходил поиск названия журнала, звучало очень остро и угрожающе: «Эту книгу без названия можно назвать по-разному: «Наше копыто», «Чертополох», «Книга-раздвига», «Книга на цепи», «Колокольня слов» и т. д. И каждое из этих названий в некоторой степени будет её характеризовать. Каждый уже поднимает своё копыто, целясь и думая, в кого бы ударить, каждый уже собрал кое-какие репейники чертополоха, чтобы занести сюда, в эту «Книгу на цепи», которая потому и на цепи, что может кое-кого укусить ядом своего острословия; подобно колокольне, эта «колокольня слов» пробудит в душе новые чувства, а сказанное здесь рассеется во мгле времени и растает, как тает после заутрени колокольный звон. Да здравствуют все цвета и оттенки, все чувства и настроения, всё это равноценно, ибо все изломы души и капризы её достойны внимания».


Д.Семёновский С.Селянин А. Тимонин любили по дороге в столовую Губкома напевать песню опричников Царская невеста, рисунок И.Жижина

Редакция «Пустослова» именовала себя издательством «Шайка разбойников». Каждый из членов редакции имел свой характерный псевдоним, соответствующий сатирической направленности журнала: атаман - дед Ноздря (А.Ноздрин), есаул - Митя Блаженный (Д.Семёновский); бандиты: Мишель д’Артаньянов (М.Артамонов), Инесса Баркова (А.Баркова), Александр Имаженьянц (И.Жижин), Сергей Селян-Плясунский (С.Селянин), Васька Медный Кит (В.Смирнов), Ванька Куб (И.Майоров), Хрен Редькин (С.Огруцов). Всё это состав редакции «Рабочего края» и члены «кружка настоящих пролетарских поэтов».


Шарж И.Жижина на себя и М.Артамонова

С конца 30-х и до 80-х годов местонахождение «Пустослова» было неизвестно. Оказывается, один из номеров «Пустослова» был арестован. В апреле 1989 года в Ивановском государственном университете произошла торжественная передача «Пустослова» (1926-1927) из стен местного КГБ в университетский музей. Этот номер журнала фигурировал в качестве вещественного доказательства в следственном деле бывшего редактора «Рабочего края» Т.Н.Лешукова, яркого журналиста и страстного коллекционера. Укрывательство контрреволюционного «Пустослова» был одним из пунктов обвинения редактора.

Через пять лет после появления третьего номера журнала в официальном доступе, объявился и первый «Пустослов». Его передала в тот же литературный музей семья С.А.Селянина. Семьдесят четыре года он находился в доме одного из членов издательства «Шайка разбойников». И, наконец, вышел из тени. До сих пор неизвестно местонахождение промежуточного «Пустослова». Хотя, заведующий музея ИвГУ «Писатели Ивановского края» О.С. Горелов, который пролил свет на многие интересные факты в этой истории, утверждает, что сам С.А. Селянин не раз говорил о Москве, как о единственно возможном месте, где может находиться «Пустослов».

В истории этого журнала ещё очень много подводных камней, поэтому, рассказ о нём будет продолжен.

А.Родионов
03 августа 2012, 16:12
Источник: ivgorod.ru

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь