Как мы уже писали, с судьбой ивановского рукописного журнала «Пустослов» связана масса историй. И одна из них может показаться на первый взгляд пустяшной, но если копнуть поглубже, то окажется весьма интересной.
Казалось бы, ну появился и появился первый номер «Пустолова» в официальном доступе, в стенах музея ИвГУ. Подумаешь, передала его в ИвГУ семья одного из создателей журнала. Но не тут-то было! Выход из тени первого «Пустослова» был далеко непростым. Руководство ИвГУ и литературного музея не раз пыталось уговорить С.А. Селянина (печатался в «Пустослове» под псевдонимом Сергей Селян-Плясунский) передать, даже на коммерческой основе, журнал университету. Но вновь и вновь получало решительный отказ. Селянин мотивировал его тем, что хочет издать «Пустослов» сам, с собственными комментариями. В этом ему должна была помочь его дочь, архивистка по профессии, Т.С. Морева. Однако, комментарии остались, а издать «Пустослов» Селянин не успел, так как вскоре заболел и умер.
О том, какова была дальнейшая судьба первого номера «Пустослова» рассказывает в своей статье «К истории поступления журналов «Пустослов» в литературный музей ИвГУ» заведовавшая в то время музеем Л.Н. Матенина:
«В 1994 году наш музей посетил американский учёный-филолог Фредерик Чоут, воспитанник Станфордского университета. Там он защитил диссертацию об А.К. Воронском(редакторе «Рабочего края» и вдохновителе «Пустослова»-прим.авт.) как литературном критике. В ходе экскурсии Ф.Чоут с большим интересом отнёсся к экспозиции, посвящённой М.В. Фрунзе. Сразу узнав его, он воскликнул: «Так ведь они же с Воронским вместе сидели во Владимирском Централе!» Он обратил внимание на автограф стихотворения Фрунзе и попросил дать ему для ксерокопирования, пояснив при этом, что ксерокс у него с собой, в машине. Но поскольку это выполнить было невозможно, так как лист с автографом прочно прикреплён к стенду, то я пообещала переписать и прислать ему текст. Это было сделано незамедлительно, и, вскоре, П.В. Куприяновский (друг Ф.Чоута, а также известный ивановский учёный и краевед-прим.авт.) сообщил, что автограф у Ф. Чоута, и в благодарность он передаёт музею двести долларов. Тогда мы с ним и решили эти деньги предложить Т.С. Моревой в благодарность за столь желанный всеми краеведами и литераторами «Пустослов».»После этого, Т.С. Морева в Ивановском отделении Российского фонда культуры официально передала семейную реликвию, «Пустослов» 1921 года, Ивановскому университету. А в 2007 году издательство «Ивановский государственный университет» выпустило переизданный «Пустослов» 1921 года с комментариями С.А. Селянина.

С.А. Селянин
А.Родионов
Комментарии