Пароль
Забыли пароль
Go_input
Хотите зарегистрироваться у нас?

Страшные городские легенды: секта скопцов. Часть 2

Как мы и обещали, в этом выпуске Городских легенд будет рассказано о том, как знаменитая фамилия Небурчиловых связана с сектой скопцов.

Но прежде чем поведать обо всех подробностях этой истории, приведём несколько очень интересных наблюдений, проливающих свет на яркие отличия представителей секты скопцов от обычных людей. П.И. Мельников-Печёрский в журнале «Чтения в Императорском Обществе истории и древностей Российских» от 1873 года (книга 1) называет такие признаки скопцов: «От прочих жителей они отличались жёлто-синеватым цветом лица и синими пятнами под глазами; они не употребляли мясной пищи и никакого вина; в церковь ходили и даже приобщались, но без уважения к церковному Таинству; в брак не вступали или же, вступая, не имели с жёнами сообщения, иные же прекращали его по рождению двух или трёх детей, крещение детей называли «крещением котят», священников звали «свиньями», а церковь «свиным хлевом», икон не почитали, говоря о них: “спереди трава (то есть краски), сзади дрова”». В книге «Русские скопцы» А. Эткинд, ещё более углубляясь в физиологические процессы человеческого организма, писал: «Последствия оскопления мужчин зависели от возраста, в котором была произведена операция. Скопцы, кастрированные в зрелом возрасте, теряли лишь способность к оплодотворению. Оскоплённые в детстве подвергались большим физиологическим изменениям. У них сохранялся высокий голос, не росли волосы на лице, и тело приобретало характерную тучность».



Похожие слухи ходили и о фабрикантах Небурчиловых, их подтверждает живший в те времена ивановский краевед и журналист И.А. Волков. В статье «Ивановские сектанты» (Литературно-иллюстрированное приложение «К Рабочему краю», 1928 год, №1) он пишет: «Между прочим, к секте скопцов принадлежала богатая фамилия фабрикантов Небурчиловых, жившая постоянно в Шуе, но имевшая в то же время тесную связь с Ивановом. Я помню одного из этих небурчиловских скопцов-изуверов. Это был (не помню теперь его имя) огромного роста мужчина, могучего телосложения и с каким-то бабьим дряблым лицом, и к тому же он имел чисто бабий, визгливый и тонкий голос. Говорят, что его ещё в ранней молодости кастрировали чадолюбивые родители».

Автор этого отрывка родился 27 февраля 1880 года в городе Иваново-Вознесенске в семье рабочего-красковара. Окончил народную школу. В двенадцать лет стал работать мальчиком «на побегушках» на фабрике А.М. Гандурина. Но тяга к чтению и желание самообразовываться пересилили. Через несколько лет он стал ведущим журналистом не только изданий ивановского, но и российского масштаба. В своих статьях и книгах И.А. Волков описывал ивановский фабричный мир, критиковал его и высмеивал. Он часто использовал местные слухи и легенды. Поэтому верить его словам на сто процентов нельзя, но чисто теоретически он мог быть знаком с этими шуйскими Небурчиловыми или слышать о них от родных и друзей. Ведь не зря же он и в дальнейшем, например, в своей книге «Ситцевое царство» упоминал эту фамилию: «Немало адептов своего учения имела в Иванове и его окрестностях изуверская секта скопцов. Говорят, что богатая фабрикантаская семья Небурчиловых была сильно заражена скопчеством».

При этом не стоит думать, что эти слухи имеют какое-то отношение к почётному меценату города Иванова И.В. Небурчилову, который после своей смерти оставил городу почти два миллиона рублей. Нет, одновременно с иваново-вознесен¬ским Иваном Васильевичем Небурчиловым в Шуе жил фабрикант Иван Васильевич Небурчилов, в 1881 году открывший там механическую ткацкую фабрику, в том же году преобразован-ную в Товарищество мануфактур И. В. Небурчилова с сыновьями. В работе Ивану Небурчилову тесно помогали два его сына. В совет¬ское время фабрика стала называться Шуйско-Сехской, а затем «Шуйский пролетарий». От шуйского Небурчилова сохранилась еще усадьба, это дом под номером 2 по улице Первомайской. Возможно, о самом Иване Васильевиче, а быть может ком-то из его сыновей идёт речь в текстах И.А. Волкова, ведь имени он не называет. Здесь больше ничего не остаётся, кроме как строить гипотезы. Одним словом – легенда.

В следующем выпуске Городских легенд вы узнаете о том, кто был предводителем секты скопцов в Костромской губернии, и как он повлиял на развитие скопчества в Шуе и, тогда ещё селе, Иванове.

А.Родионов
30 августа 2012, 15:19
Источник: ivgorod.ru

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий, авторизуйтесь, или зарегистрируйтесь


Ресторанный критик